Хлеб – всему голова.
Сегодня каждому известно, что к хлебу надо относиться бережно и уважительно и что хлеб – «всему голова», Почему такое отношение к хлебу? В создании хлеба заключен тяжелый труд? Но ведь в каждый хороший продукт вложен нелегкий труд. Ответ на этот вопрос уходит корнями в далекое прошлое, имеет глубокие мифологические корни.
Для славян хлеб был священным даром Богов.
Кроме этого, зерно требует тепловой обработки, а многие продукты можно есть и сырые. Чтобы сварить обыкновенную кашу, необходимо соединить Огонь, Воду и продукт Земли (зерно), которые являлись для славян божествами, им поклонялись. Каша, сваренная на меду и заправленная ягодами, – древняя языческая ритуальная еда. В священной каше в зерно добавляется мед, который является одним из символов «живой воды» у самых разных народов, и ягоды, тоже связанные с идеей плодородия. Языческая каша хорошо вписалась в христианские ритуалы. До сих пор она живет под названием кутьи, которой угощают на поминках. Только вместо меда теперь кладут сахар, вместо ягод –изюм, вместо цельной пшеницы – рис.
Еще одной древнейшей ритуальной едой с давних пор у славян были блины. Произношение слова «блин» со временем исказилось. Когда-то оно произносилось как «млин», от слова «молоть» и «мелкий», то есть оно представляло собой пищу из молотого зерна. Первоначально мелко раздробленное зерно или муку заваривали кипятком и ели ложками. У дикорастущей пшеницы очень плохо отделялись зерна от колоса. Случайно было обнаружено, что зерна легче отделяются, если их подогреть. И человек понял, что такие поджаренные зерна делают похлебку гораздо вкуснее.
Блины, как и каше-кутье тоже священны и, кроме того, круглый блин схож с Солнцем. Поэтому блины и поныне пекут на поминках, на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Смерти, Холода, и Тьмы, и воскрешение Солнца, Жизни, Весны.
После приготовления каш и блинов, древние предки славян стали изготавливать и хлеб в нынешнем понимании. Хлеб, конечно, обладал теми же священными свойствами, но многое и добавилось. Если потрогать руками тесто, приготовленное для пирога, то можно почувствовать, какое оно живое – теплое и дышащее.
Вот несколько поверий, связанных с тестом и хлебом:
– Когда наши предки возвращались домой с похорон, они первым делом заглядывали в квашню с тестом, чтобы священная книга Жизни изгнала Смерть за порог.
– Перед свадьбой невесту усаживали на квашню, накрытую подушкой. Считалось, что новая семья теперь будет жить дружно, богато и многодетно.
– Когда вынимали хлебы из печи, то смотрели в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если внутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению.
– На свадьбах перемешивали хлебы, испеченные в доме невесты и в доме жениха, чтобы: быть двум семьям «хлебами из одной печи».
– В древней Англии хлеб использовали для разоблачения преступника. Подозреваемому давали съесть сухую корку хлеба и в случае, если тот внезапно давился – его признавали виновным.
При разводе супружеской пары в древней Англии мужу доставался весь хлеб, выпеченный к моменту развода, а жене – все тесто, еще находившееся в квашне. Английские титулы «леди» и «лорд», оказывается имеют самое прямое отношение к хлебу. Слово «лорд» (от древнеанглийского hlaford) переводится как «хранитель, защитник хлеба» а «леди» – это «та, что замешивает тесто для хлеба».
В некоторых случаях язычники приносили своим Богам в жертву животных, в частности быков и коров. Но часто бывали случаи, когда было необходимо умилостивить Богов, а жизнь не позволяла отдать корову-кормилицу. Тогда лепили из теста изображение коровы, а затем – хлеб, который зазывали «коровай». Короваи потом и приносили в жертву Богам. Русская православная Христианская Церковь порицала «мореные», то есть выпеченные с языческими молитвами Короваи. Затем борьба эта утихла, смысл ее постепенно забылся, а короваи остались, только мы привыкли называть их «каравай». Осталось и наше отношение к хлебу:
Народ наш хлебосолен: на почетном месте на праздничном столе всегда стоит хлеб, перевитый калиной. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
С хлебом провожают и встречают вернувшихся с войны.
Оставить комментарий